Понятие «тяжеловесный груз» определяется как груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства. Представляется уместным считать также тяжеловесным такой груз, вес которого (с учетом массы транспортного средства) превышает оба указанных параметра: вес транспортного средства и нагрузку на его ось, а не только эти показатели по отдельности. Сказанное также соответствует статье 5 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников Содружества Независимых Государств, устанавливающей, что транспортные средства, у которых максимальная масса и/или осевая масса превышает значения, указанные в приложениях 2 и 3, считаются тяжеловесными.

Как указано выше, в соответствии со статьей 4 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.), критериями отнесения груза (транспортного средства, груза) к крупногабаритному и тяжеловесному являются максимальные размеры и другие линейные параметры транспортных средств (приложения 1, 2 и 3 к указанному Соглашению), превышение которых и дает основание указанной классификации.

Это:

  • максимальная длина транспортного средства;
  • максимальная высота транспортного средства;
  • максимальная ширина транспортного средства;
  • максимальная масса транспортного средства;
  • максимальная осевая масса.

Таким образом, в отношении тяжеловесных грузов определяющими параметрами являются максимальная масса и максимальная осевая масса. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.), в пункте «f» статьи 1 «Определения» определяет, что под разрешенным максимальным весом понимается максимальный вес груженого транспортного средства, объявленный допустимым компетентным органом государства, в котором зарегистрировано транспортное средство. В соответствии с комментируемой статьей, а также со статьей 4 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.), для признания груза тяжеловесным необходимо, чтобы груженое транспортное средство превышало такие параметры, как максимальная масса и/или максимальная осевая масса.

Соответственно, при превышении параметров, указанных ниже (массы транспортных средств и осевые нагрузки), груз рассматривается как тяжеловесный:

1) максимальная масса транспортных средств не должна превышать:

1.1. Для грузовых автомобилей:

  • двухосный автомобиль — 18 т;
  • трехосный автомобиль — 24 т;
  • трехосный автомобиль, имеющий ведущую ось, состоящую из двух пар колес, оборудованных воздушной или эквивалентной ей подвеской, — 25 т;
  • четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску, — 32 т;

1.2. Для транспортных средств, образующих часть комбинированного транспортного средства:

  • двухосный прицеп — 18 т;
  • трехосный прицеп — 24 т;

1.3. Для комбинированных транспортных средств (комбинация транспортных средств, состоящая из автомобиля, соединенного с прицепом или полуприцепом):

1.3.1. Для седельных автопоездов:

  • двухосный тягач с двухосным полуприцепом при расстоянии между осями полуприцепа 1, 3 и более метра, но не более 1,8 метра — 36 т;
  • двухосный тягач с двухосным полуприцепом, при расстоянии между осями полуприцепа, превышающем 1,8 метра, — 40 т;
  • двухосный тягач с трехосным полуприцепом — 40 т;
  • трехосный тягач с двухосным полуприцепом — 40 т;
  • трехосный тягач с трехосным полуприцепом — 40 т;

1.3.2. Для прицепных автопоездов:

  • двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом — 36 т;
  • двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом — 42 т;
  • трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом — 42 т;
  • трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом — 44 т;
  • трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом — 44 т;

1.4. Для автобусов:

  • двухосный — 18 т;
  • трехосный — 24 т;
  • трехосный шарнирно-сочлененный — 28 т;
  • четырехосный шарнирно-сочлененный — 28 т.

Для автотранспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по территории отдельных государств, данные параметры могут немного меняться (приложение 2 к Соглашению о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ);

2) максимальная осевая масса транспортных средств не должна превышать:

2.1. Для одиночной оси:

  • ведомой, — 10,0 т;
  • ведущей с двухскатными колесами, — 10,0 т;

2.2. Для сдвоенных осей, прицепов или полуприцепов с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями:

  • от 0,5 м до 1 м — 12,0 т;
  • от 1 м до 1,3 м — 14,0 т;
  • от 1,3 м до 1,8 м — 16,0 т;
  • равном или более 1,8 м — 18,0 т;

2.3. Для сдвоенных осей прицепов или полуприцепов с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями:

  • от 0,5 м до 1 м — 11,0 т;
  • от 1 м до 1,3 м — 13,0 т;
  • от 1,3 м до 1,8 м — 15,0 т;
  • равном или более 1,8 м — 17,0 т;

2.4. Для трехосных осей прицепов или полуприцепов с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:

  • от 0,5 м до 1 м — 17,4 т;
  • от 1,0 м до 1,3 м — 18,4 т;
  • от 1,3 м до 1,8 м — 21,2 т;
  • равном или более 1,8 м — 21,9 т;

2.5. Для трехосных осей прицепов или полуприцепов с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:

  • от 0,5 м до 1 м — 15,9 т;
  • от 1,0 м до 1,3 м — 17,2 т;
  • от 1,3 м до 1,8 м — 19,7 т;
  • равном или более 1,8 м — 20,4 т;

2.6. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:

  • от 0,5 м до 1 м — 12,0 т;
  • от 1,0 м до 1,3 м — 14,0 т;
  • от 1,3 м до 1,8 м — 16,0 т;
  • равном или более 1,8 м — 18,0 т;
  • то же при прикреплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске — 19,0 т;

2.7. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:

  • до 1 м — 11,0 т;
  • от 1,0 м до 1,3 м — 13,0 т;
  • от 1,3 м до 1,8 м — 15,0 т.

Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства, не должен быть менее 25% суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства (приложение 3 к Соглашению о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ.)

Статья 2 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ, устанавливает, что на местных автомобильных дорогах Стороны могут устанавливать иные требования к предельным размерам и допустимой массе транспортных средств, причем эти ограничения будут в равной степени действовать для транспортных средств Стороны, установившей такие ограничения, и транспортных средств других Сторон. Стороны информируют перевозчиков других Сторон об иных требованиях, установленных для местных автомобильных дорог. Кроме того, при введении на отдельных автомобильных дорогах ограничений по массе и размерам транспортных средств компетентные органы Сторон обязаны обозначить эти ограничения соответствующими дорожными знаками (статья 3 Соглашения).

В соответствии со статьей 3 комментируемого Закона, устанавливающей правила осуществления международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, международные автомобильные перевозки таких грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам. В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Статья 6 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ, также регламентирует указанные правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, определяя, что негабаритные и тяжеловесные транспортные средства пропускаются на территории Сторон только при наличии специального разрешения, выдаваемого компетентными органами Сторон. Помимо этого, названная норма предписывает, что такие транспортные средства могут передвигаться только по определенному маршруту и на условиях, указанных в специальном разрешении.

За выдачу специальных разрешений на пропуск по своей территории негабаритных и тяжеловесных грузов Стороны могут устанавливать плату в размерах, предусмотренных национальными нормативными правовыми актами. Кроме того, как указано в статье 13 Соглашения, Стороны будут стремиться к унификации методов измерения размеров и масс транспортных средств, указанных в приложениях к настоящему Соглашению. А в статье 14 указано, что Стороны примут меры для того, чтобы автомобильные дороги государств — участников настоящего Соглашения, входящие в систему международных автомобильных дорог государств — участников Содружества Независимых Государств, в полной мере отвечали требованиям для пропуска по ним транспортных средств с максимальными размерами и массой, установленными настоящим Соглашением.

Данные нормы направлены на унификацию международно-правовой и региональной политики в сфере международных автомобильных перевозок и, безусловно, являются положительным моментом развития отношений в рамках международных автомобильных сообщений.